ДООП Юный шахматист

Содержание

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ. .............................................................3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...........................................................................................3
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ...............................................................................6
1.3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ........................................................................7
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...........................................................................................7
1.4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ...............................................................................................................7
1.4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ..............................................................................7
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................9
2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...............................................11
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .......................................................................11
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. .................................................................12
2.2.1.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .............................................................................12

2.2.2. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...................................................12
2.2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...............................................................................12
2.2.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .........................................................14
2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ ........................................................................15
2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................................................15
3. ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................................16
3.1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .......................................................................................16
3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................................................16
3.3. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП) ..................................25
3.4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ...................................................................................................27
3.5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПВР) ............................................................27

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматные игры развивают комплекс наиважнейших качеств, который с давних пор
приобрел особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении
Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
− Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая
Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции);
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в
действующей редакции);
− Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в
действующей редакции);
− Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных
целях развития России до 2030 года»;
− Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции);
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
3

− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
−Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. №
131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного
образования для детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»;
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О
реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике
Крым»;
− Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на
территории Республики Крым»;
− Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
− Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с
ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
− Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС –
551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профес4

сионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
− Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира
по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»;
– устав МБУ школа № 16.
Направленность. Даная программа имеет естественно- математическую направленность.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах
познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Новизна. Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Отличительные особенности. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего
усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет
учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же
выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций,
бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры
5

различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат,
проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением
фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Педагогическая целесообразность. Грамотно поставленный процесс обучения детей
шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков
и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Адресат программы это учащиеся в возрасте от 7 до 16 лет, без ограничений по медицинским противопоказаниям, интересующиеся математикой. Набор и формирование групп
осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп до 15 обучающихся.
Объем и срок освоения программы. Данная программа реализуется в течение одного учебного года: 36 недель: (I полугодие составляет 16 недель и II полугодие – 20 недель),
рассчитана на 36 часов.
Уровень освоения программы. Программа рассчитана на один год обучения стартового уровня.
Формы обучения. Занятия проводятся в очной форме, возможно с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Формы организации учебного процесса: групповые.
Особенности организации образовательного процесса. Основным составом объединения выступает разновозрастная группа учащихся младшего и среднего школьного возраста. Виды занятий определяются содержанием программы. Набор в группы проводится
посредством подачи заявки в АИС «Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления родителем (законным представителем) или самим ребенком, достигшим 14-ти лет, и
согласия на обработку персональных данных в письменном виде.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (астрономическому) в течение 36 недель.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МБОУ школа №16, и
могут проводиться с понедельника по пятницу, включая каникулы.
Организация воспитательной работы. Воспитательные мероприятия проводятся педагогом не реже одного раза в месяц.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: организация полноценного досуга учащихся через обучение игре и
воспитание у них интереса к игре шахматы в шахматы.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
Обучающие:
 формировать устойчивый интерес учащихся к игре в шахматы;
 способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры;
 обучить правилам игры шахматы;
Развивающие:
6

 ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
 развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, усидчивость, воображение;
 развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи,
 научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно.
Воспитательные:
 воспитывать интерес к шахматной игре, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
 привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
 научить уважать соперника.
1.3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Воспитательная работа в рамках программы кружка «Юный шахматист» направлена
на повышение уровня сплоченности коллектива, интереса к личностным достижениям друг
друга, привлечение родителей к участию в играх в шахматы.
Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают
ребенка внимательным и собранным.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы,
учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города, школы, онлайн – олимпиадах.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный шахматист»
№

Название разделов и тем
всего

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Организационное занятие.
1
Шахматы – спорт, наука, искусство.
1
Правила игры.
2
Первоначальные понятия.
2
Тактика игры.
4
Стратегия игры.
4
Эндшпиль.
5
Дебют.
5
Конкурсы решения задач, этюдов.
4
Сеансы одновременной игры.
2
Соревнования.
5
Итоговое занятие.
1
итого 36

Кол-во часов
теория
практика
0,5
0,5
1
1
2
2
2
2
1
0
0
1
13

0,5
0,5
1
1
2
2
3
3
3
2
5
0
23

Формы
аттестации/
контроля
тестирование
турнир
практическая игра
практическая игра
практическая игра
практическая игра
турнир
турнир
турнир
турнир
турнир
турнир

1.4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(36 часов)
1. Организационное занятие (1 ч). Знакомство с детьми. Постановка задач на год.
Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспита7

нии и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Форма контроля: тестирование.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство (1 ч). Краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на
доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной
удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и
на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Форма контроля: турнир.
3. Правила игры (2 ч). Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение
алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и
«пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное
количество ходов.
Форма контроля: практическая игра.
4. Первоначальные понятия (2 ч). Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Форма контроля: практическая игра.
5. Тактика игры (4 ч). Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические
приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение
ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный
перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и
логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)
Форма контроля: практическая игра.
6. Стратегия игры (4 ч). Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур,
выбор плана, централизация.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
Форма контроля: практическая игра.
7. Эндшпиль (5 ч). Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и
разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный
эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети.
Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
Форма контроля: турнир.
8

8. Дебют (5). Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур,
безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация
работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной
части партии.
Форма контроля: турнир.
9. Конкурсы решения задач, этюдов (4). Понятие о позиции. Правила проведения
конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение
тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.
Форма контроля: турнир.
10. Сеансы одновременной игры (2 ч). Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.
Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством
матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных
зонах; участие в турнирах.
Форма контроля: турнир.
11. Соревнования (5 ч). Показательные выступления наиболее успешных учащихся.
Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на
решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахмат
ные темы).
Форма контроля: турнир.
12. Итоговое занятие (1 ч). Подведение итогов года. Планы на следующий год.
Форма контроля: турнир.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения учащиеся должны
знать:
 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат,
ничья;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода
и взятия каждой фигуры.
 шахматные правила FIDE;
 обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
 ценность шахматных фигур.
 принципы игры в дебюте;
 основные тактические приемы;
 термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
 некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
 правила игры в миттельшпиле;
 основные элементы позиции.
 правильно разыгрывать дебют;
9

 грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
 проводить элементарно анализ позиции;
 составлять простейший план игры;
 находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
 точно разыгрывать простейшие окончания;
 пользоваться шахматными часами.
уметь:
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
 правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную
позицию;
 различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
 рокировать;
 объявлять шах, мат;
 решать элементарные задачи на мат в один ход;
 правильно вести себя за доской;
 записывать шахматную партию;
 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
 находить несложные тактические приемы;
 точно разыгрывать простейшие окончания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия:
 личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
 метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
 определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно.
 Проговаривать последовательность действий.
10

 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
 Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
 Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
 Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1 полугодие

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Годовой календарный учебный график Программы составлен с учетом годового календарного графика МБОУ школа №16 и учитывает в полном объеме возрастные, психофизические особенности обучающихся, отвечает требованиям охраны жизни и здоровья и нормам СанПиНа.
Начало занятий - 01 сентября
Окончание занятий - по окончании реализации учебного плана в полном объеме.
Периодичность занятий - один раз в неделю.
Количество часов в неделю - по 1 часу.
Количество учебных недель - 36 недель, I полугодие – 16 недель, II полугодие – 20
недель.
Количество часов в год – 36 часов.
Занятия проводятся с понедельника по пятницу согласно расписанию, утвержденному
директором МБОУ школа №16, включая каникулярное время.
месяц
неде- Кол- во ча- Кол-во часов Аттестация/ форма контроля
ля
сов в неделю в месяц
тестирование
сентябрь
1
1
4
турнир
2
1
3
1
практическая игра
4
1
октябрь
5
1
4
практическая игра
6
1
7
1
8
1
ноябрь
9
1
4
практическая игра
10
1
11
1
11

декабрь

январь

2 полугодие

февраль

март

апрель

май

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.2.

4
практическая игра

4
турнир

4

турнир

4

турнир

5
турнир

3
турнир
турнир

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2.2.1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в рамках направления кружка, знать специфику дополнительного образования, без предъявления требований к стажу работы. Педагог должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми
навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет,
навыками поиска в сети Интернет, электронной почтой и т.д., иметь навыки и опыт обучения
и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.
2.2.2. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационно-технические условия: кабинет, оснащенный столами, стульями, словарь шахматных терминов;
Оборудование: комплекты шахматных фигур с досками, раздаточные материалы для
тренинга, вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
2.2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа включает организационную теоретическую и практическую части.
Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого
взаимодействия и интереса.
Для реализации данной программы используются следующие виды методического
обеспечения.
Дидактическое обеспечение
(дидактические материалы см. в приложении 3.2)
Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.
12

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа
сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, игры с гандиканом и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе
полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся
объединения в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии,
частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а
переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной
путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит
решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же.
Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Формы организации учебного процесса: групповые.
Формы организации учебного занятия:
На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по
шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В
первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии
игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и
эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования
занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать
стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
Методы обучения. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через
ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
13

-Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать
на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие
чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт –
ход.
- При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
- На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
- Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей
в поисках решения самых разнообразных задач
Формы проведения занятий:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4 Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях
Педагогические технологии: игровые, репродуктивные, частично-поисковые, словесно-логические.
Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии
будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников.
Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между
детьми.
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание, подготовка необходимого инвентаря);
- организационный момент;
- актуализация знаний: повторение темы;
- основная часть (изложение теории);
- практическая часть – закрепление изученного материала (выполнение упражнений и
заданий по теме, игры);
- заключительная часть: подведение итогов.
2.2.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для занятий и мероприятий используются мастер - классы; дидактические материалы:
иллюстрации и схемы, учебные пособия, практические работы, таблицы, схемы, интернетресурсы и т.п.
Информационное обеспечение
1. Государственные информационные ресурсы
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения:
01.08.2023)
На сайте есть методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова14

тельных технологий, https://cloud.mail.ru/public/7x8j/9RBYEfxPY (Дата обращения:
11.03.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82-kmc.xn-80aafey1amqq.xn--d1acj3b/ (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
4. Электронные образовательные ресурсы для школьников, родителей и учителей
https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvoprosvescheniya-rekomenduet-shkolam
polzovatsya-onlayn-resursami-dlyaobespecheniya-distancionnogo-obucheniya/ , а также интернетресурсы для досуга и дополнительного образования, бесплатные ресурсы с платным контентом, рекомендованные Минпросвещением РФ
https://edu.gov.ru/distance (Дата обращения: 11.03.2024 г.).
2.3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Специфика аттестации учащихся и форм отслеживания результатов освоения программы «Юный шахматист» заключается в том, что оценивается степень освоения учащимися основного теоретического материала Программы по результатам итоговых занятий, и уровень освоения практических навыков, посредством анализа результатов участия в открытых
и итоговых занятиях учебной и воспитательной работы, подготовленными в ходе реализации
Программы (практические игры, турниры). Порядок, формы проведения, система оценки,
оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся осуществляется согласно
учебного графика и КТП.
По каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом
(тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).
Подведение итогов реализации данной программы осуществляется через турниры,
участия в соревнованиях.
2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
2. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
3. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
4. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
5. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 19972000.
6. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.
7. Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
Список литературы для учащихся:
1.Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
2.Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. Минск: Полымя, 1994 .
6.Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.
9. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991.
15

3. ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений учащихся.
Уровень усвоения программного материала определяется по результатам шахматных турниров. Выбирается дифференцированный подход к каждому, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Постоянная оценка производится на уровне педагогического наблюдения, опроса, самооценки учащихся.
Критерии оценки уровня подготовки учащихся:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 широта кругозора;
 развитость практических навыков работы со специальной литературой;
 осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
 o Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
 качество выполнения практического задания;
 технологичность практической деятельности;
 культура организации своей практической деятельности;
 культура поведения;
 творческое отношение к выполнению практического задания;
 аккуратность и ответственность в работе;
 развитость специальных способностей.
Оценка итоговой аттестации
Для оценки усвоения учащимися содержания образовательной программы кружка
следующая система оценивания:
- минимальный уровень (имеет представление об истории и происхождении шахмат,
знает правила игры и турнирного поведения)
- базовый уровень (знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы, владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и
эндшпиля)
- повышенный уровень (умеет применять полученные теоретические знания на практике)
 максимальный уровень (умеет применять полученные теоретические знания на
практике, видит и осознает свои ошибки, знает нормы этикета при игре в шахматы).
3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Дидактические игры и игровые задания.
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что
это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все
шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая
фигура загадана.
16

“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг
на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному
выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура
сильнее? На сколько очков?”.
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят
расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например:
“Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом
фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные
на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных
фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение,
а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но
так, чтобы не оказаться под боем.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и
“заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с
которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и
задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу
образного и логического мышления.
17

“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
Дидактические задания.
“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую
фигуру.
“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в
данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к
проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него
образовались сдвоенные пешки.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в
три хода.
“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.
“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.
“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.
“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь
материального перевеса.

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 16 г. Феодосии Республики Крым»
План – конспект открытого итогового занятия по дополнительному образованию
«Юный шахматист»
Педагог: ………
Тема занятия: «Шахматы – это спорт, наука, искусство»
Цели занятия: сформировать представление об игре в шахматы
Задачи
1. Познавательные. Сформировать представление о составных частях шахматной
доски: шахматные поля, горизонтали, вертикали, названия шахматных полей.
2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей
в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою
точку зрения.
б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза.
в) Развивать знаково-символическую функцию.
3.Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение
к партнерам по игре в шахматы.
Оборудование: 1. Демонстрационная доска
2. Шахматные доски для учащихся
3. Квадраты и прямоугольники из бумаги, соответствующие по размеру клеткам на шахматной доске для игры «Морской бой».
Комплект для каждой шахматной доски:
Квадраты: 1 – 3 шт. Прямоугольники, по размеру покрывающие 2 клетки шахматной
доски – 2 шт., 3 клетки – 2 шт., 4 клетки – 1 шт.
Аналогичный комплект для демонстрационной доски.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Приветствие Проверка присутствующих. Проверка готовности к занятиям. Сообщение цели и задач занятия.
Учитель
На свете есть забавная
Волшебная игра.
В неё с утра до вечера
Играет детвора
Там мчатся кони резвые
Трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые
Чудес и тайн полны
- О какой игре идёт речь? - Эта игра - шахматы.
- Мы продолжаем знакомство с удивительной игрой - игрой в шахматы.
Вы уже узнали историю шахмат и проверили, смог ли царь одарить мудреца. Возможно ли это?
- Нет, царь не смог отдать ему столько риса, сколько он просил. Мы поняли это,
пытаясь разложить зернышки на доске.
- А сегодня мы узнаем, как называются участники игры в шахматы, как нужно ориентироваться на шахматной доске.
2. Новый материал.
- В шахматы играют 2 противника. Их так называют, потому что они находятся в
противоборстве, а также потому что они сидят один напротив другого. Сядьте, пожалуйста, и вы напротив друг друга.
Дети рассаживаются парами один напротив другого.
19

- В школе все вы друзья, поэтому давайте лучше называть товарища, с которым играем в шахматы, партнером по игре, согласны?
- Да.
- Итак, партнеры готовы?
- Готовы!
-Что находится между вами?
- Шахматная доска
- На шахматной доске ведется шахматное сражение, или шахматная партия.
- Какую форму имеет шахматная доска?
- Шахматная доска квадратной формы.
- Что интересного вы заметили в разметке шахматной доски?
- Мы видим квадраты двух цветов: белые и коричневые.
- Все квадраты на шахматной доске называются: поля. А по цвету мы будем их называть, независимо от оттенка, черными и белыми.
- Что больше: шахматная доска или шахматное поле?
- Шахматная доска больше, чем шахматное поле.
- Да, конечно! Посмотрите внимательно: могут ли быть рядом два черных или два белых поля?
- Нет, черные и белые поля чередуются.
- А сейчас мы научимся правильно размещать перед собой шахматную доску.
- Найдите, пожалуйста, самое первое поле в самом нижнем ряду. Покажите мне его!
Молодцы! А теперь самое важное: Это поле должно быть черного цвета!
- А у меня белое!
- Поверните шахматную доску так, чтобы первым слева было черное поле.
Теперь шахматная доска располагается правильно!
- Для того, чтобы научиться играть в шахматы, нужно хорошо ориентироваться на
шахматной доске, то есть, знать, как называются ее элементы.
- Мы начинаем путешествие по шахматной доске! Приготовьте вашу кисть левой руки: поставьте ее на указательный и средний пальчики. Вот и готов наш путешественник!
- Как мы его назовем?
- Например, Шахматик.
- Поставьте Шахматика на то самое первое черное поле самого нижнего ряда. Все готовы?
- Да.
И пошел Шахматик вправо по самой нижней дорожке: черное поле, белое, черное, белое. До конца дорожки дошел!
Эта дорожка называется горизонталь.
- Помните, мы ходили смотреть горизонт?
- Да, помним.
Горизонт, так же, как и горизонталь лежит перед нами.
- Каждая горизонталь имеет свой номер! Посмотрите, где он подписан?
- У меня слева.
- А у меня справа.
- Да, это зависит от того, где вы сидите.
По какой горизонтали гулял твой Шахматик?
- По первой.
- А твой?
- По восьмой.
- Сколько всего горизонталей на шахматной доске?
- Восемь горизонталей.
- Ребята, кто сидит ближе к первой горизонтали, внимание! Вы будете командой №1.
- Пусть ваш Шахматик прогуляется по третьей горизонтали! На старт! Внимание!
Марш!
20

- А теперь ребята, кто сидит ближе к восьмой горизонтали! Вы – команда №2.
Пусть ваш Шахматик прогуляется по по седьмой горизонтали!
- Продолжаем путешествие!
- Опять наш Шахматик стоит на первом черном поле самой ближней к вам горизонтали. Помогайте друг другу найти нужное поле! Все справились?
- Да!
- На этот раз Шахматик идет вперед!
- Считают громко вслух шаги ребята 1-ой команды!
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8!
- А теперь посчитают вслух шаги ребята 2-ой команды!
- 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1!
- У всех по восемь шагов?
- Да!
Дорожки, по которым мы гуляли сейчас, называются вертикали! Вы когда-нибудь
слышали слово «вертикаль»?
- Конечно, вертикально – значит, снизу вверх или сверху вниз.
- Да! Мы располагаем лист вертикально.
- Проверьте, пожалуйста, во всех вертикалях по 8 полей?
- Да, во всех по восемь полей.
- Каждая вертикаль тоже имеет свое название!
- Кто догадается, где его можно найти? Посмотрите внимательно, посовещайтесь друг
с другом!
- Внизу под всеми полями находятся буквы, наверное, это и есть названия вертикалей.
- Молодцы! Вертикали имеют названия латинских букв: А, В, С, D, E, F, G, H.
- Повторите все вместе!
- А, В, С, D, E, F, G, H.
- Очень хорошо!
- А теперь самое важное!
Свое имя на шахматной доске имеет каждое поле (каждый квадратик). Сегодня мы
научимся определять эти имена!
- Сначала называем букву (имя вертикали), например, А. Потом – номер горизонтали,
например, 4. Найдите, пожалуйста, поле А4!
- Вот поле А4!
- Молодцы!
- Наш Шахматик отправляется путешествовать по полям. Приготовились? Начали! Я
называю поля: В6, С8, Е2, F3, H7, A5, D1,G4.
Дети передвигаются по шахматным полям.
- Молодцы, ребята! Правильно провели Шахматика!
3.Практическая работа
Цель: «Отработать умение называть поля на шахматной доске»
- Точно так же все шахматные фигуры двигаются по шахматным полям и мы должны
точно знать их местонахождение.
Чтобы потренироваться правильно ориентироваться на шахматной доске, я предлагаю
вам сыграть в игру «Морской бой»
- Партнеры, сидящие напротив, вернитесь на свои места: каждая пара теперь работает
вместе.
Дети садятся парами.
Наша шахматная доска превращается в море. В конвертах, лежащих на столе, находятся прямоугольники и квадраты: это ваши корабли: трехпалубные, двухпалубные и однопалубные.
На шахматной доске расположите корабли так, чтобы они не соприкасались друг с
другом.
21

Ученики достают из конвертов фигуры, размещают фигуры на шахматной доске.
- Вы играете со мной. Я свои корабли уже разместила. Готовы?
- Начинаем!
- Мой выстрел: B8. Находите это поле на шахматной доске. Если там ваш корабль, он
подбит. Если пусто – значит я выстрелила мимо.
- Теперь ход Саши и Валеры. Ваш выстрел, называйте любое поле!
- Наш корабль подбит!
- Мимо! Мимо!
- Ученики называют, к примеру, В1.
- Меткие стрелки! Мой однопалубный корабль подбит!
Игра продолжается, опрашивается каждая пара по цепочке.
4. Проверка знаний
- Наше путешествие по шахматной доске заканчивается! Остается проверить наши
знания!
- Я буду задавать вопросы каждой паре. Вы можете отвечать вместе (хором) или ктото один. Главное, как можно быстрее! Начинаем!
1. Покажите шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля
больше: белые или черные?
2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?
3.
Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
4.
На каких полях ничего не растет?
5.
Из каких досок не строят теремок?
6.
В каких клетках не держат зверей?
7.
Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?
8.
Как правильно сесть за шахматную доску?
9.
Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?
10.
Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?
11.
Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?
12.
Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?
13.
Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
14.
Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
15.
Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?
16.
Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
17.
Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
18.
Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?
- Молодцы! Я очень рада вашим успехам!
5. Подведение итогов занятия
- Чему научило вас наше занятие?
- Что вызвало вопросы? Что особенно понравилось? Что не понравилось?
- Чему нам нужно еще научиться?
Спасибо за работу!
Сценарий воспитательного мероприятия
Название объединения: кружок «Юный шахматист»
Группа………
Дата:
Педагог: ………
Тема мероприятия: «Посвящение в шахматисты»
Цель: повторение и закрепление пройденного материала.
Задачи:
- закрепить знания и умения, изученные ранее;
- развивать внимание, память;
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
22

Оборудования: демонстрационная магнитная доска с фигурами (или мольберт), «волшебная шкатулка», «чудесный мешочек», шахматные доски с полным набором фигур, эмблемы «Юный шахматист» для каждого ребенка.
Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на
шахматной доске.
Прием обучения: игровой.
Ход занятия.
- Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются, встают в
линию перед педагогом).
- Проведем артикуляционную разминку:
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
- Ребята, вы любите играть? Название игры вы узнаете, если отгадаете загадку.
На квадратиках доски
Короли свели полки,
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон,
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
А рядовые – не человечки. (Это шахматы).
- Правильно. Это шахматы. Скоро в бой! И ждёт войска деревянная …(доска).
(Педагог подходит к мольберту и подводит к нему детей. На мольберте шахматная
доска).
- Правильно. Это шахматная доска. Посмотрите – «Шахматная шкатулка» с вопросами ждет вас. Готовы отвечать?
1) Где возникли шахматы? (В Индии).
2) Сколько линий на шахматной доске? Как они называются? (Это 8 горизонталей, 8
вертикалей, 8 диагоналей. Все показывается на мольберте).
3) Как обозначают горизонтали на шахматной доске? (Обозначают цифрами).
4) Как обозначают вертикали на шахматной? (Обозначают буквами).
5) Каких полей больше – чёрных или белых? (Поровну).
6) Можно ли ставить на одно поле две фигуры? (Нельзя).
7) Как называется шахматное сражение между двумя соперниками? (Это партия).
- Молодцы! Ответили на все вопросы из «Шахматной шкатулки». А где же фигуры?
(педагог удивлённо разводит руками, смотрит за мольберт).
- Смотрите, ребята,- «Волшебный мешочек»…Может, здесь спрятались шахматные
фигуры? Давайте посмотрим… (Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, дети полукругом стоят у стола). Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек». Первым начинает воспитатель. Фигуры выставляются на стол (Ферзь, конь белый, пешка, ладья, слон,
король, конь черный).
Физкультминутка
Ну-ка, пешки, поиграем,
Головой мы повращаем
Вправо- влево,
А потом-3,4-приседаем,
Наши ножки разминали,
Раз, два, три-на месте шаг,
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы поспешим!
23

(Дети садятся за столы по парам за шахматной доской. Около каждого стоят контейнеры с набором фигур одного цвета).
- Ребята, проведем мини соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальную
позицию?» За осанкой мы следим, все красиво мы сидим. Раз, два,- начали! (Дети расставляют шахматные фигуры для начала игры).
- Молодцы! У всех начальная позиция выстроена правильно.
- Ребята, без какой фигуры не бывает игры? (Без короля).
- Какие фигуры могут ходить по диагонали? (Слон и ферзь.Можно кому-нибудь из
детей показать на своей доске).
- Какая фигура может перепрыгнуть через свои и через чужие фигуры? (Это конь.
Можно кому-нибудь из детей показать на своей доске).
- Между какими фигурами стоит конь в начальной позиции? (Между слоном и ладьёй, показать).
- Какие фигуры остаются до конца игры? (Это короли).
- Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без
короля играть нельзя).
- Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (Ферзь любит свой цвет).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
(сжимают и разжимают кулаки)
Вышли пешки погулять,
(«пешки»-пальчики «шагают» по столу)
Король на месте, по привычке. (сжатые кулаки стоят на столе)
А куда ему спешить?
(разводят руками, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы - звяк!
(ладошки вперед и-хлопок)
Необычен каждый шаг!
(указательный палец выставляется вперед)
А ладья упряма, ходит только прямо! (раскрытые ладошки скользят по столу вперед).
- Ребята, проведем дидактическую игру «Что изменилось?» (Воспитатель на каждой доске выставляет на позиции по 4-5 фигур. Дети запоминают расположение фигур, затем
закрывают глаза. Воспитатель меняет позиции одной или двух фигур. Дети открывают глаза
и называют изменения в позиции фигур. Игра проводится 3-4 раза.) Игру можно усложнить.
Усложнение зависит от успеваемости детей. Фигур может быть и 6, и 7. Фигуры по позициям
могут расставлять и сами дети под диктовку воспитателя.
- Молодцы! А у меня осталась последняя игра «Доскажи словечко». Будьте внимательны!
Это есть не пораженье,
Не фиаско и не крах,
А всего лишь предупрежденье (нападенье)Королю объявлен … (ШАХ).
Слабый в шахматах готов
И поймать такой «улов».
Я ответу буду рад,
Результат ничейный … (ПАТ).
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешьБудет лучший результат,
Если ты поставишь … (МАТ).
Иногда король с ладьей
Ходят вместе ловко,
Шахматисты ход такой
Называют … (РАКИРОВКОЙ).
24

- Молодцы! Все словечки досказали правильно.
Проводится итог занятия…
- Я, надеюсь, ребята, вы и дальше будете заниматься шахматами.
(педагог приглашает детей встать в одну линию.)
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
(педагог раздает детям эмблемы «Юный шахматист».)
3.3.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП)
(36 часов)

№
п/
п
1

Месяц Чис- Время проло
ведения
занятия
сен1
1
тябрь

2

сентябрь

2

1

3

сентябрь

3

2

4

сентябрь

5

октябрь

6

октябрь

4

2

Форма
занятий
чтениеинсценировка
дидактической
сказки
Теоретическое
занятие
Комбинированное

Колво часов
1

Форма
контроля
тестирование

Шахматы – это спорт, наука,
искусство

Каб
№5

практическая работа

1

Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».
Понятие «шах». Способы
защиты от шаха. Открытый
и двойной шах. Понятие
«мат».
Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие
«пат». Сходства и различия
понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Запись партий. Мат, ничья.
Относительная ценность фигур.
Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени.
Форсирующие ходы. Шах.
Двойной удар.
Взятие. Превращение пешек.
Угроза. Взаимодействие фигур. Нападение на незащищенного короля. Централизация.
Концентрация сил против
важного пункта.Прорыв пешечной позиции. Выигрыш
темпа и цугцванг. Противодействие планам противника.
Техника расчета. Правило
квадрата. Подсчет ходов.

Каб
№5

устный
опрос

Каб
№5

практическая работа

Каб
№5

практическая работа

Каб
№5

практическая работа

Каб
№5

практическая работа

Каб
№5

практическая работа

Каб
№5

практическая игра

Дидактические
игры

1

Дидактические
игры
Комбинированное

1

1

октябрь

Комбинированное

1

8

октябрь

Комбинированное

1

Комбинированное

1

ноябрь

Организационное занятие.
Из истории шахмат.

Место
проведения
Каб
№5

1

7

9

Тема занятий

25

10 ноябрь

решение
арифметических
задач
решение
логических задач
Комбинированное

1

11

ноябрь

12

ноябрь

13

декабрь

Игровая
практика

1

14

декабрь

Игровая
практика

1

15

декабрь 7

1

16

декабрь

17

январь

Комбинированное
Комбинированное
Комбинированное

18

январь

1

19

январь

20

январь

Комбинированное
Комбинированное
Комбинированное

21

февраль

Комбинированное

1

22

февраль

Комбинированное

1

23

февраль

Комбинированное

1

24

февраль

Комбинированное

1

25

март

Комбинированное

1

26

март

Комбинированное

1

6

8

9

4

5

5

4

Подсчет количества ударов.
«Блуждающий квадрат».
Критические поля проходной пешки.

Каб
№5

практическая игра

1

Критические поля блокированной пешки. Поля соответствия.

Каб
№5

практическая игра

1

Мотивы и идея комбинации.
Виды комбинаций и их особенности. Техника комбинаций. Позиция. Слабые пункты.
Слабости временные и постоянные. Центр (пешечный
и фигурный).
Позиция и сила фигур. Два
слона. Оценка позиции. Владение центром. Лучшее развитие. Примеры разыгрывания.
Основные идеи эндшпиля.

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

соревнование

Каб
№5

практическая работа

Каб
№5
Каб
№5
Каб
№5

практическая работа
практическая игра
Решение
задач

Каб
№5
Каб
№5
Каб
№5

Решение
задач
турнир
практическая работа

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

практическая игра

1

Реализация преимущества.
Теоретические окончания.
Эндшпиль в практической
партии. Стратегические задачи миттельшпиля.
Атака и способы ее проведения. Защита и контратака.
Равные позиции. Переход в
эндшпиль.
Современный дебют и практика его разыгрывания. Открытые дебюты.
Полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты. Развитие
шахматного стиля. Пешечная защита Филидора.
Стратегические принципы
Морфи. Первые шаги русской школы. А.Петров.
Позиционные методы игры
Стейница. Основоположник
русской школы – Михаил
Чигорин. Эммануил Ласкер
– мыслитель и борец.
Хосе Рауль Капабланка –
шахматный виртуоз. В поисках совершенного стиля.
Александр Алехин.
Решение конкурсных позиций
и определение победителя
конкурса. Понятие о варианте.
Понятие о позиции.
Решение задач и этюдов. Логическая связка «если, то
…». Открытая линия. Про-

1

1

26

27

март

Комбинированное

1

28

март

Комбинированное

1

29

апрель 10

игра

1

30

апрель

игра

1

31

апрель 11

игра

1

ходная пешка. Пешечные
слабости.
Решение задач и этюдов.
Форпост. Позиция короля.
Атака на короля. Централизация.
Решение задач и этюдов.
Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально.
Вскрытие и запирание линии. Блокада.
Сеансы одновременной игры
с последующим разбором
партий. Матование двумя
ладьями, королем и ладьей
как игры с выигрышной
стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и
тактика оттеснения одинокого короля на край доски.
Сеансы одновременной игры
с последующим разбором
партий. Планирование, анализ и контроль при матовании
одинокого
короля.
Управление качеством матования.
Шахматный турнир.

32

апрель

игра

1

Шахматный турнир.

33

апрель

игра

1

Шахматный турнир.

34

май

игра

1

Шахматный турнир.

35

май

игра

1

Шахматный турнир.

36

май

игра

1

Итоговое занятие.

№п/
п

12

2

5

1

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

практическая игра

Каб
№5

турнир

Каб
№5

турнир

Каб
№5
Каб
№5
Каб
№5
Каб
№5
Каб
№5
Каб
№5

турнир
турнир
турнир
турнир
турнир
турнир

3.4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
кружка «Спортивные игры»
Согласование с
заместителем диПричина корректировки
Дата
ректора по УВР
(подпись

3.5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПВР)
Формы проведения воспитательных мероприятий:
Воспитательные мероприятия по количеству участников:
27

Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания:
Методы воспитательного воздействия:
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста учащихся,
их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение
уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе кружка.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы,
учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города,
школы: благотворительных акциях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные, интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социально - педагогической
поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
№
Дата
Мероприятие
п/п
Организация и проведение профилактической работы, направленной на обеспечение
безопасности жизни и здоровья детей
Проведение первичного и вводного инструктажа по технике безопасно1
сентябрь
сти
Проведение профилактической беседы «Холода – не беда!» по предот2
декабрь
вращению простудных и вирусных заболеваний
3
январь
Проведение повторного инструктажа по технике безопасности
Проведение «Урока мира» и мероприятий в рамках акции «Дети против терроризма»,
приуроченная ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом
Проведение интерактивной беседы «Урок мира», к Международному
4
сентябрь
дню мира
Проведение мероприятий к годовщине Великой Победы
Проведение беседы – презентации «Помнить подвиг героев», посвящён5
май
ной Дню Великой Победы. Участие в городском турнире
Участие в конкурсных программах разного уровня
Организация участия учащихся в конкурсных программах разного уровв течение
6
ня, массовых мероприятиях
года
Проведение мероприятий для воспитанников творческого/спортивного объединения
Проведение исторического часа «Россия единством сильна», посвящен7
ноябрь
ного Дню народного единства.
28

Проведение познавательного часа «Государственные символы – это многовековая история России...», посвященного Дню конституции РФ,
Проведение беседы – презентации «Крым-Россия-навсегда!», ко Дню
9
март
воссоединения Крыма с Россией
Работа с родителями
Проведение родительского собрания «Развитие физических способно10
сентябрь
стей детей. Особенности работы спортивного клуба»
Проведение онлайн беседы «Как помочь ребёнку в физическом разви11
ноябрь
тии»
12
январь
Проведение онлайн беседы «Безопасность наших детей»
13
май
Проведение родительского собрания «Итоги работы кружка»
8

декабрь

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».