Рабочая программа воспитания 2022-2025 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ......................................................................................... 3
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ................................................... 3
1.2 Направления воспитания………………………………………………… 5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ............................................. 6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ..................................................................... 11
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................ 11
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности .................... 12
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .................................................................. 32
3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................. 32
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ................................................... 32
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями .................................................................................... 34
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ..................................................................... 35
3.5 Анализ воспитательного процесса ............................................................. 36

2

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические
и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие

в

реализации

образовательного

процесса

в

соответствии

с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних

обучающихся

имеют

преимущественное

право

на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ
Школа №16 определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ Школа №16 планируется
и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики
в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные

ценности,

обладающей

актуальными

знаниями

и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1

Цель и задачи воспитания обучающихся

Современный российский национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовныхти культурных тра3

дициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в МБОУ Школа №16: развитие личности, создание условий для самоопределения

и

социализации

на

основе

социокультурных,

духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МБОУ Школа №16: усвоение ими
знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение
личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской
идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни
в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ Школа№16 планируется
4

и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности

МБОУ

Школа№16

по

основным

направлениям

воспитания

в соответствии с ФГОС:
- гражданское воспитание - формирование российской гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам
и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю,

Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное

воспитание

-

воспитание

на

основе

духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости,

коллективизма,

дружелюбия

и

взаимопомощи,

уважения

к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры

на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение
к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового об-

раза жизни и эмоционального благополучия - развитие физических спо5

собностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся,

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание - формирование экологической культу-

ры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания - воспитание стремления к познанию

себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

1.3

Целевые ориентиры результатов воспитания

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры

1.
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
- России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины - России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
6

2.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
4.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
5.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
7

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Целевые ориентиры
1.
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том
числе гуманитарной.
2.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины - России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
8

прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества
в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
4.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение
людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
5.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
9

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
6.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
7.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
8.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

10

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад МБОУ Школа №16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа
16 г. Феодосии Республика Крым» находится по адресу: г. Феодосия, село
Насыпное,ул. Октябрьская д.2. В школе обучается 126 обучающихся, из них:
из многодетных семей – 24 детей., оставшихся без попечения родителей –2
чел., инвалидов - 4 чел., имеющих статус ОВЗ – 10 чел. И 3 чел. на дому.
Процесс воспитания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Школа № 16 г. Феодосии Республики Крым» (Далее МБОУ
школа №16) основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детсковзрослых общностей, объединяющих детей и педагогов яркими
и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными векторами воспитания в МБОУ Школа №16 являются:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
11

функции.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется
в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
2.2.1. Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями учащихся, ведущую деятельность. Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее об суждения, высказывания

учащимися

своего

мнения

по

ее

поводу,

выработки

своего

к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников,
12

дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного

диалога,

групповой

работы

или

работы

в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию
с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления

перед

аудиторией,

аргументирования

и отстаивания своей точки зрения.

2.2.2. Внеурочная деятельность
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п.
детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам оп13

ределенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Курсы внеурочной деятельности в МБОУ Школа № 16:
«Крымоведение»

1-9

1 час

«Дорожная азбука»

1-4

1 час

«Здоровейка»

1, 3, 1 час

Кл.рук.
уч.географии
Кл.рук.

и

Кл.рук.

5
«Волшебный мир книги»

1, 4

1 час

Кл.рук.

«Занимательная математика»

3, 4

1 час

Кл.рук.

«Занимательная грамматика»

4, 5

1 час

«Юные спортсмены»

4

1 час

Кл.рук
и
русск.яз.
Уч.физ-ры.

«Happy English»

2-5

1 час

Уч. Англ.яз.

«Удивительный мир математики»

5-7

1 час

Уч.математики

«В мир по безопасной дороге»

5, 6

1 час

Кл.рук.

«Будь здоров»

5, 6

1 час

Кл.рук.

«ОДНКР»

6

1 час

Уч.русск.яз

уч.

2.2.3. Классное руководство.
Осуществляя

работу

с

классом,

педагог

осуществляет

работу

с коллективом класса; работу с учителями, преподающими в этом классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Главное
предназначение классного руководителя - создать условия для становления
личности ребенка, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.

14

Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;
- организация полезных и интересных для личностного развития обучающегося, совместных дел вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профилактической, профориентационной направленности);
- проведение классных часов, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса;
- выработка совместно с учениками законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в МБОУ Школа№16.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни,
в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом.
- Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через
включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение
15

в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками,

направленные

и

требований

педагогов

на

предупреждение

и

на

формирование

по

ключевым

разрешение

единства

вопросам

конфликтов

между

мнений

воспитания,
учителями

и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- Помощь родителям школьников или их законным представителям
в

регулировании

отношений

между

ними,

администрацией

школы

и учителями предметниками;
Родительский чат – Чаты родителей в Viber для обсуждения
и решения актуальных вопросов. Такие чаты создаются в каждом классе,
в Совете родителей школы и в случае организации конкретного дела. В чаты
включены классные руководители (в классных чатах) и представители администрации (в общешкольных чатах). Чаты позволяют оперативно распространять важную классную или общешкольную информацию, получать обратную связь от родителей, передавать медиаконтент.
Электронный журнал – документ, включающий в себя достижения
ребенка в учебной, внеурочной коммуникативной и социальной деятельности. Заполняется учителями-предметниками и классным руководителем. Рас16

сылается

для

информирования

родителей

один

раз

в полгода с целью определения точек роста ребенка и координации действий
семьи и школы.
Индивидуальные беседы с учителями-предметниками - проводятся
по запросу родителей или учителей.
Раздел «Родителям» на школьном сайте – состоит из нескольких
подразделов, включает в себя раздел «Часто задаваемые вопросы»,
где у родителей есть возможность задать любой интересующий их вопрос
администрации, получить обратную связь. В разделе «Психологопедагогическая

служба»

родители

могут

оставить

запрос

на общение с психологом, социальным педагогом, задать вопрос в чате.
Родительские собрания - классный руководитель заранее изучает запросы родителей к администрации, учителям, приглашает учителей для беседы или организует их индивидуальные встречи, готовит отчет об успеваемости (индивидуально) и формировании классного коллектива, успехах учащихся, организует совместное с родителями планирование классных мероприятий и участие класса в общешкольных делах.
Родительский комитет класса - выбирается на один год с целью решения организационных вопросов класса, информирования родителей, своевременного выявления проблем, формирования мнения родителей класса по
общим вопросам и трансляции его на общешкольном совете родителей, содействия взаимодействию семьи и школы в учебной и воспитательной деятельности.

2.2.4. Основные школьные дела.
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела,
в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых
в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
17

для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
На внешкольном уровне:
- акции: «Белый цветок», «Бессмертный полк», «Поезд Победы», участие во всероссийских, общекрымских и муниципальных акциях, посвященных значимым событиям: «День Героя Отечества», «День освобождения города Феодосии», фестиваль-конкурс инсценированной песни, посвященной
Дню Победы, «День Неизвестного солдата», которые открывают возможности

для

творческой

самореализации

школьников

и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
Наши праздники, так называемые праздничные дни, - это торжественные эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов школьных
долгосрочных социально-значимых проектов. В целом эта система ключевых
дел направлена на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости малой Родины, ее судьбы, неразрывность с ней, формирование
гордости

за

сопричастность

к

деяниям

предков

и современников:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела:
«День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День Защитника
Отечества», Вечер встречи выпускников «Не повторяется такое никогда»,
связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами,
в которых участвуют все классы школы;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, за значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных

отношений

между

педагогами

и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные со18

веты дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел; -проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.

2.2.5. Внешкольные мероприятия
- Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в

которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

19

На внешкольном уровне:
- -акции: «Белый цветок», «Бессмертный полк», «Поезд Победы», уча-

стие во всероссийских, общекрымских и муниципальных акциях, посвященных значимым событиям: «День Героя Отечества», «День освобождения города Феодосии», фестиваль-конкурс инсценированной песни, посвященной
Дню Победы, «День Неизвестного солдата», которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. Экскурсии, экспедиции, походы помогают
школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и
бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
-

регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,

организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу;
- многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями

дополнительного образования «Интеллект» и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка
маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов
работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному
анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного ко20

стра и всего похода - по возвращению домой);
- -турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и

родителей школьников, совместно с МБУ ДО «Интеллект», включающий в
себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую
съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;.

2.2.6. Организация предметно-пространственной среды.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
-оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
-размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
-благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащим21

ся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
-размещение в коридорах и рекреациях школы выставок творчества
учащихся;
-событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
-акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

2.2.7. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются вир22

туальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Мероприятия с участием родителей:
- обучение родителей, законных представителей несовершеннолетних
детей образовательных организаций Республики Крым основам детской психологии и педагогики (во исполнение п.7 поручения Президента Российской
Федерации от 12 декабря 2014 года № ПР-2876); - широкомасштабный проект «Родительский патруль» с участием представителей родительских сообществ среди образовательных организаций Республики Крым на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- участие родителей в исследовании «Образ жизни подростков в сети»,
образовательных программах в области безопасности и развития детей в сети
«Интернет» в рамках проведения мероприятий Всероссийского урока безопасности школьников в сети «Интернет»;
- функционирование консультационных центров для родителей по вопросам воспитания и другие.

2.2.8. Самоуправление.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, тру23

долюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское самоуправление в школе осуществляется
следующим образом
На уровне школы:
- через деятельность Школьного ученического самоуправления (ШУС),
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Совета лидеров классов, распространяется значимая для школьников информации и получение обратной связи от классных
коллективов;
- через работу ШУС, инициирующего и организующего мероприятия:
соревнования, конкурсы , фестивали, капустники, флешмобы и т.п.;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и
т.п.;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса);
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведе24

ние и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой и т.п.

2.2.9. Профилактика и безопасность.
Профилактика правонарушений и преступлений, организация безопасности обучающихся становятся наиболее актуальными направлениями деятельности образовательной организации в современное время. Увеличение
числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подростков, лишенных заботы и внимания со стороны взрослых, а особенно родителей, неуклонно растёт число несовершеннолетних, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, пожаров, детей, вовлеченных в киберпреступления или пострадавших от них, рост числа курящих учащихся,
употребляющих ПАВ – всё вышеперечисленное требует от школы направленной систематической работы в области профилактики и безопасности.
В МБОУ Школа № 16 этот вид деятельности носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку,
психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное
воспитание, обучение навыкам социальной компетентности.
Цель: организация комплексной системы работы по профилактике:
профилактика правонарушений и безнадзорности обучающихся, профилактика табакокурения, употребления алкоголя, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактика
экстремизма и терроризма. Гармонизация межнациональных отношений среди обучающихся, профилактика суицидального поведения подростков. Формирование жизнестойкости обучающихся, информационная безопасность
обучающихся, профилактика дорожно-транспортного травматизма и безо25

пасность на объектах железнодорожного транспорта, противопожарная безопасность, направленная на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Данная работа проводится по следующим направлениям:
1.

Профилактика правонарушений и безнадзорности обучаю-

щихся:
Организационная работа:
− Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений в рамках межведомственного взаимодействия;
− Организация работы Совета профилактики.
Диагностическая работа:
− Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются
и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут
способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.
Профилактическая работа с детьми:
− Реализация системы воспитательной работы школы.
− Организация правового всеобуча;
Индивидуальная профилактическая работа:
− Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
− Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
Профилактическая работа с родителями:
− Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
− Проведение родительского всеобуча.
2.

Профилактика табакокурения, употребления алкоголя, неза-

конного потребления наркотических средств и психотропных веществ,
наркомании .
Организационная работа:
-Планирование работы по профилактике табакокурения, употребления
26

алкоголя, незаконного потребления наркотических средств и психотропных
веществ, наркомании;
Диагностическая работа:
− Организация и проведение «Социально-психологического тестирования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических
средств и психотропных веществ среди обучающихся»; Профилактическая
работа с детьми:
− Беседы, классные часы, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, акции по формированию здорового образа жизни; Профилактическая работа с родителями:
− Родительские собрания, лекции, индивидуальные консультации;
− Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях.
3. Профилактика экстремизма и терроризма. Гармонизация межнациональных отношений среди обучающихся
Организационная работа:
− Планирование работы по профилактике экстремизма и терроризма,
гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся.; Профилактическая работа с детьми:
− Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистских настроенные организации и группировки, распространение литературы, пропагандирующей антинациональную, антирелигиозную рознь, идеи фашизма среди
обучающихся;
− Проведение мероприятий на формирование у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучения диалогу культур; Профилактическая работа с родителями:
− Родительские собрания, родительский всеобуч;
− Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях;
4. Профилактика суицидального поведения подростков. Формирование жизнестойкости обучающихся
Организационная работа:
27

− Планирование работы по формированию жизнестойкости; Диагностическая работа:
− Проведение диагностик и психологических методик.; Профилактическая работа с детьми:
− Психологические, правовые классные часы, дискуссионные площадки;
− Участие в творческих конкурсах, акциях и мероприятиях разного
уровня.
Профилактическая работа с родителями:
− Родительские лектории, тематические встречи, индивидуальны консультации.
5. Информационная безопасность обучающихся:
Организационная работа:
− Планирование работы по информационной безопасности обучающихся.
Профилактическая работа с детьми:
− Проведение классных часов, мероприятий, интернет-уроков, участие
в акциях.
Профилактическая работа с родителями:
− Родительские собрания и лектории, разработка и вручение памяток
проведение классных часов, мероприятий, интернет-уроков, участие в акциях.

2.2.10. Социальное партнерство.
Целью социального партнерства является воспитание успешной, гармонично развитой, социокультурной, самореализованной личности обучающегося. Социальное партнёрство стимулирует педагогический коллектив к совершенствованию.
В целях повышения эффективности образовательного и воспитательного
процесса организовано взаимодействие школы с учреждениями социальной,
28

культурной, профилактической, оздоровительной, профориентационной направленности.
Один из главных социальных партнеров школы - родители обучающихся, являющиеся заинтересованными лицами в успехе образовательного и
воспитательного процесса. Родители являются большими помощниками в
организации походов, экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований и других совместных мероприятий.
Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в
обмене опытом, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая
деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного
процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.
Взаимодействие школы с социальными партнерами
№

Социальные партнеры

Совместная деятельность

1

Муниципальное бюджетное учре-

Участие в конкурсах, проектах,

ждение центр дополнительного

игровых мероприятиях, школь-

образования «Интеллект» г. Фео-

ники вовлечены в кружки и сту-

досии Республики Крым
2

дии.

Муниципальное бюджетное учре-

Участие в конкурсах, проектах,

ждение дополнительного образо-

игровых мероприятиях, школь-

вания "Центр детского творчества

ники вовлечены в кружки и сту-

г.Феодосии Республики Крым "
3

дии.

ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД Рос- Индивидуальные беседы по просии по г. Феодосии КДН и ЗП Администрации

города

Феодосии

Республики Крым

филактике правонарушений и
преступлений, участие в заседаниях школьного Совета профилактики правонарушений. Выяв-

29

ление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, профилактика негативных
явлений среди несовершеннолетних.
4

ФДСССДМ.

Социальное сопровождение обучающихся и семей, находящихся
в социально опасном положении.

Профориентация.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий
не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
30

представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-

тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
Примерами реализации данного модуля могут быть следующие мероприятия:
- выставка творческих работ «Выбор профессий» в рамках регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
- проведение цикла Всероссийских открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ»в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка»;
- участие школьников в Программе ранней профессиональной подготовки и профориентации WorldSkills;
- работу с территориальными отделениями Государственного казенного
учреждения Республики Крым «Центр занятости населения»;
-профессиографические экскурсии на предприятия, работающие на территории муниципальных образований Республики Крым;
31

А также работа педагога-психолога и социального педагога по профориентации обучающихся.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Воспитательную деятельность в образовательном учреждении осуществляют 9 классных руководителей, педагог-психолог, педагог-организатор,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, 1 учитель физического воспитания.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляет заместитель директора по УВР, педагог-психолог. Планирование
воспитательной работы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Организацию и реализацию мероприятий в соответствии с
планом воспитательной работы осуществляет педагог-организатор, классные
руководители 1-9 классов. Кадровое обеспечение Программы формируется в
соответствии с организационной структурой образовательного учреждения
на основании регламентов, установленных региональным законодательством.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Программа воспитания разработана в соответствии с ФГОС общего образования и закона от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1089). Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
32

2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996- р.
• Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября
2014 г. № 2403-р. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». 2) Нормативноправовое регулирование воспитательного процесса в образовательной организации.
• Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон "Об образовании в
РФ" по вопросам воспитания обучающихся;
• О воспитании и организации воспитательной системы в РФ, Цифровой
образовательной среде, классном руководстве, разработке программ воспитания и многом другом важном и значимом для педагогического сообщества
материалы совещания под председательством министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова по итогам прошедшего и основным направлениям работы нового учебного года);
• Институт стратегии развития образования РАО представляет примерную программу воспитания для общеобразовательных организаций;
• Нормативно-правовое обеспечение деятельности воспитательной работы с детьми и молодежью (учебно-методическое пособие РДШ);
• Устав РДШ;
• Стратегия развития РДШ (РДШ как содержательно-смысловая часть
воспитательной системы России; РДШ как форма социализации школьников
страны; РДШ как система подготовки кадров: «Корпоративный университет
РДШ»; РДШ как информационно-практический инструмент развития патриотической идеологии в российском обществе)
33

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей
мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, —
создаются особые условия (описываются эти условия). Особыми задачами
воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педаго34

гов-психологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного
числа обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и
не получившими награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родите35

лей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав
расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в
группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в
помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности
3.5 Анализ воспитательного процесса
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выяв36

ления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это результат как социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так
и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями
анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
37

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и
почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересных событий, насыщенной, личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется

анализ

заместителем

директора

по

учебно-

воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их клас38

сов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

Приложения к программе:
1. Календарный план воспитательной работы НОО на 2022-2023 учебный
год 1 – 4 классы;
2. Календарный план воспитательной работы ООО на 2022-2023 учебный
год 1 – 4 классы

39

40

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».